21.09.2012

Frank Ocean – channel ORANGE [Обзор]

2011 год. Размышляя на тему того, кто же из двух главных дебютантов, Абель Тесфайе или Фрэнк Оушен, больше другого достоин звания Новой звезды R&B и по совместительству способен принять миссию по возрождению жанра, я не раздумывая голосовал бы за первого.
Год 2012. Я по-прежнему готов отдать предпочтение в этом вопросе The Weeknd с одной лишь оговоркой. Фрэнк уже не просто голос R&B новой формации, не просто перспективный исполнитель. Нет, он полностью сформировавшийся артист, артист, которому до боли тесно в рамках тех или иных жанров. И выйти на этот уровень ему помог именно "channel ORANGE".


Оушен записал действительно потрясающую пластинку, говорить о которой в негативном ключе попросту не получается, а искать с лупой малейшие недостатки, надев маску циничного критика, совсем уж низко. При этом пытаться описать ее при помощи набора клише, попутно навесив с десяток ненужных ярлыков, не возникает ни малейшего желания. Можно, конечно, сколько угодно обсуждать, какие у Фрэнка незаурядные вокальные способности: он владеет своим голосом на каком-то запредельном для большинства исполнителей уровне, постоянно меняя тембр и экспериментируя с подачей, что в купе с его недюжинным обаянием неизменно очаровывает. Но далеко не это делает "Channel Orange" таким особенным, отнюдь не вокал (хотя он опять же безумно хорош) заставляет прокручивать альбом вновь и вновь, трек за треком.

Сила первой большой работы Кристофера в, как это ни странно, ее режиссуре, постоянно сменяющихся планах и, если это вообще применимо к музыкальному альбому, невероятно сильном сценарии. Это удивительно, но категории, которыми мы обычно описываем произведения кинематографа, как нельзя лучше подходят для "Channel Orange". И в этом смысле дебютная пластинка Оушена – кинолента, претендующая сразу на несколько "Оскаров".

Вернее это даже не самостоятельный фильм с единой фабулой, а скорее небольшой сериал, набор историй, практически никак не связанных сюжетно, но при этом сплетенных вместе схожими темами. "Channel Orange", если угодно – зеркало современного общества, где на первый план выходят не достоинства людей, а их тайные желания и пороки. Эдакий "Город грехов. Версия Лос-Анджелес". Любовь здесь практически всегда безответная и несчастная, а количество разрушенных судеб в какой-то момент устаешь считать.

Это целый мир, полный самых удивительных метаморфоз. Величественная правительница Египта здесь оборачивается девочкой на одну ночь по прозвищу Клеопатра, а рок-звезды, которых боготворят их "монахини", отождествляются с Далай-ламой. Дети богатых родителей, например, настолько устают от роскошного образа жизни, что начинают творить различные бесчинства в своем маленьком и далеком от настоящей жизни местечке, а прекрасные и, возможно, некогда невинные девушки становятся самыми настоящими драгдилерами.   

Каждая композиция на альбоме – самостоятельное и законченное высказывание по какой-то одной проблеме. При этом Фрэнк не распыляется на банальные зарисовки в духе "Детка, я хочу тебя, этой ночью ты будешь моей" и даже если и пытается играть на поле стандартных для жанра тем, то делает это максимально изобретательно и нетривиально. На помощь ему приходят интереснейшие метафоры, эпитеты, аллегории и множество других тропов, названия которых вы последний раз, скорее всего, слышали на уроке литературы. В этом смысле Оушен настоящий поэт, способный в несколько строчек уместить то, что у многих не получается сказать и в целой песне.

Трепет первой любви, зависимость от материальных ценностей, нежелательное зачатие, падение нравственности, наркомания, несправедливость окружающего мира – вот такой широкий спектр тем охватывает "Channel Orange". При этом каждая из них раскрывается с каким-то маниакальным вниманием к деталям, сразу заметить которое удается далеко не всегда. Поэтому, если вы желаете понять все перипетии рассказанных Фрэнком историй, слушать придется очень вдумчиво. Одна неприметная поначалу строчка может значить больше, чем целый куплет, а отсылки к различным произведениям популярной культуры способствуют еще более глубокому погружению в атмосферу.

И если все эти приемы, так или иначе, уже давно стали привычны в нашем постмодернистском мире, то такая незначительная, казалось бы, деталь, как цветные штришки, разбросанные по всем композициям, зачастую довольно неряшливо, будто бы случайно попавшие на холст, по-настоящему удивляют. Белый, оранжевый, синий, розовый – у каждого цвета есть свое собственное предназначение, своя задача. Это поразительно, но подобный прием настолько облегчает визуализацию происходящих событий в воображении, каждый раз создавая уникальное настроение и помогая понять, что же творится на душе у героев этого удивительного мира.

Все вышесказанное лишь подчеркивает, насколько "Channel Orange" уникальное произведение, которое, не побоюсь этого слова, чрезвычайно важно для современной индустрии. Невероятно мелодичный и простой с виду, этот альбом способен многому научить нас с вами. Для этого нужно лишь начать слышать, а не просто слушать музыку на фоне. Однако и в любом другом случае никто не запретит вам наслаждаться данной пластинкой и получать удовольствие от вокальных данных Фрэнка Оушена. 

Треклист:
  1. Start;
  2. Thinkin Bout You;
  3. Fertilizer;
  4. Sierra Leone;
  5. Sweet Life;
  6. Not Just Money;
  7. Super Rich Kids (feat. Earl Sweatshirt);
  8. Pilot Jones;
  9. Crack Rock;
  10. Pyramids;
  11. Lost;
  12. White (feat. John Mayer);
  13. Monks;
  14. Bad Religion;
  15. Pink Matter (feat. André 3000);
  16. Forrest Gump;
  17. End

Комментариев нет:

Отправить комментарий