Существует известное клишейное выражение про тяжелую творческую судьбу. Так вот, про господина Фиаско, если уж совсем в двух словах, можно сказать примерно следующее. Люпе – артист тяжелой творческой судьбы. Посудите сами, в 2006 г. он прекрасно заявил о себе дебютным Food & Liquor, альбомом, который очень легко было хвалить и ставить во всяческие десятки лучших, но который почему-то не слишком охотно покупали люди. Однако это не помешало Фиаско стать чуть ли не главным спасителем хип-хопа для многих слушателей. Продолжения пластинки пришлось ждать без малого шесть лет, за которые мы получили как шедевральный во многих моментах The Cool, так и печально известное дитя многочисленных баталий с лейблом в лице Lasers.
Если кто-то вдруг забыл, то напомню, что сначала Люпе задумывал "Лазеры" как тройной (боже, вы только вдумайтесь!) и свой последний альбом, но дядечки из офиса быстро напомнили нашему герою про его контракт и забраковали идею. В итоге, похоже, окончательно измученный Фиаско буквально выбросил на наш суд пластинку, которая естественно не выдерживала никакой критики. Главной ее проблемой была до жути конъюнктурная оболочка, зачастую резко контрастирующая с содержанием. На мой взгляд, именно этот дисбаланс и порождал все негативные эмоции. У альбома попросту не было своего лица, что для артиста и, не побоюсь этого слова, поэта уровня Люпе было настоящим провалом. Запоминались припевы, танцевальные ритмы, но никак не куплеты и интересные строчки.
И вот в 2012 мы, казалось, наконец-то получили работу, которой под силу было перечеркнуть все эти евроденс-бредни. При помощи Food & Liquor II Люпе, словно срывает с себя оковы капиталистов из Atlantic, и, расправив крылья, устремляется к своим прежним высотам. С первой же композиции, с первых слов становится ясно, что писал он этот альбом исключительно для себя. Вы буквально чувствуете, что человек получал искреннее удовольствие от процесса, говорит обо всем, что его волнует, и действительно наслаждается творческой свободой. Периодически так и хочется встать и начать аплодировать со словами: "Вот оно! Тот Люпе Фиаско, которого я когда-то полюбил, вернулся!".
Здесь вам и мощный сторителинг, и потрясающие метафоры, и серьезная смысловая составляющая, и крайне интересные композиционные решения. В конце концов, кому еще приходила в голову идея построить свой куплет в виде шекспировского сонета? Именно такие, на первый взгляд, может, и незаметные вещи подкупают и заставляют прокручивать альбом снова и снова, с удовольствием находя в нем новые грани, особенно когда автором является по-настоящему умный и всесторонне развитый человек. Вы можете быть не согласны с какими-то словами Фиаско, можете даже порезаться о некоторые чересчур острые высказывания, но вряд ли вам захочется с каменным лицом пройти мимо и стереть из головы половину услышанного (как это обычно бывает при прослушивании многих других пластинок). Просто потому что из колонок с вами говорит действительно сильная личность, которая высказывает свое мнение, порой делая это крайне изобретательно.
Другое дело, что если объективно взглянуть на Food & Liquor II и сравнить его, например, с первой частью (что вполне логично, согласитесь), то окажется, что как раз в плане находчивости и нетривиальности подачи материала Люпе сильно сдал, либо сознательно выбрал немного иной путь. Ранние его работы было гораздо проще воспринимать, их, если так угодно, было легче полюбить. Притом, что они ведь также затрагивали довольно серьезные темы, однако делали это гораздо более изящно, непроизвольно порождая восторженные вздохи. Они были, если хотите, интеллигентней.
На своем же последнем альбоме Люпе будто вобрал в себя боль всего человечества (а если точнее, то именно американского народа) и с максимально серьезным видом высвободил ее в песнях. Он стремительно несется сквозь всю американскую историю и намеренно выдергивает из нее самые неприятные и жуткие факты. Иногда складывается ощущение, что перед ним собрали огромный стадион, а он, как настоящий проповедник, с огромным рупором декламирует присутствующим о том, в каком несправедливом мире мы живем. Будьте уверенны, в этот раз Люпе не упустит ничего, рассказав, должно быть, обо всем, что его гложет: от рабства и сомнительности произнесения клятв до последствий неправильного воспитания и педофилии в церкви. Порой даже кажется, что Фиаско лично носил кандалы и плыл на работорговых судах из Африки – настолько убедительно он об этом рассказывает, рьяно отстаивая честь своих предков. Одним словом, Спайк Ли был бы доволен.
Но при всем при этом, Food & Liquor II язык не повернется назваться проходной или, еще чего хуже, посредственной работой. Это очень крепкая, достойная пластинка, и все высказанные претензии зависят исключительно от ваших ожиданий, вкусов, предпочтений. Для кого-то, как, например, для меня, альбом покажется неровным, явно проседающий во второй своей половине. А кто-то, наоборот, будет называть его невероятно цельной работой, чуть ли не самой лучшей в 2012 году. Все зависит лишь от вашего восприятия. Но один факт отрицать, думаю, не стоит. Food & Liquor II отчаянно не достает просто классных, ироничных и легких песен (см. Hood Now и Put Em Up), которые бы хоть как-то разбавляли всю эту черную атмосферу. По мне так часть треков, вроде тех же Heart Donor или Cold War, легко можно было заменить новым условным Kick Push – альбом бы от этого только выиграл.
Подводя итог, стоит сказать лишь одно. The Great American Rap Album Pt. 1 – определенно одно из лучших музыкальных произведений прошедшего года именно по смысловой нагрузке, которое полностью оправдывает свое название. Комплексное, интеллектуальное, не без недостатков, но невероятно редкое, а от того еще более ценное. Жаль, что второй части мы, скорее всего, так и не услышим, но новый альбом чикагского интеллигента ждать-то определенно стоит. Так что, вы запишите себе где-нибудь – Tetsuo & Youth. Посмотрим, что приготовит нам Люпе на этот раз.
Треклист:
- Ayesha Says (intro);
- Strange Fruition (feat. Casey Benjamin);
- ITAL (Roses);
- Around My Way (Freedom Ain’t Free);
- Audubon Ballroom;
- Bitch Bad;
- Lamborghini Angels;
- Put Em Up;
- Heart Donor (feat. Poo Bear);
- How Dare You (feat. Bilal);
- Battle Scars (with Guy Sebastian);
- Brave Heart (feat. Poo Bear);
- Form Follows Function;
- Cold War (feat. Jane $$$);
- Unforgivable Youth (feat. Jason Evigan);
- Hood Now (Outro);
- Go to Sleep (Bonus)
Комментариев нет:
Отправить комментарий