Теория Уэсли
“To Pimp a Butterfly” открывается сэмплом из песни Бориса Гардинера “Every Nigger Is a Star”. Исполненный добротой и гордостью за свою расу оригинал идеально вписывается в концепцию альбома и задает тон последующему повествованию. В контексте пластинки главный рефрен композиции Гардинера начинает играть новыми красками. Суть в том, что внутри каждый человек (или в данном случае негр) является бабочкой (звездой). Однако среда, в которой он растет, и система, его в эту среду поместившая, формируют мировоззрение и уничтожают в нем любовь к самому себе. Привыкшие быть гусеницами, многие люди не понимают, что они рождены для чего-то большего. У них попросту отсутствует вера в собственные силы. Об этой трансформации в прекрасную бабочку и возможных последствиях отчасти и пойдет речь в “To Pimp a Butterfly”.
Кендрик Ламар ведет повествование от лица двух героев. Сначала нам представляется собирательный образ добившегося известности рэпера. В следующих 16 строках Кендрик раскрывает всю суть современной музыкальной индустрии, тонко обыгрывая ее главные клише. Впервые видя огромные суммы своих контрактов, они стремятся лишь потратить их на дорогие и блестящие вещи. Они еще не осознают опасности, которые приходят с деньгами, не готовы к ответственности. Первый куплет “Wesley’s Theory” – яркое изображение менталитета известного рэпера, который ослеплен славой. Тратить и красоваться перед друзьями. Ничего больше. И, как становится ясно из речи Dr. Dre, такие мысли раньше были присущи и юному Кендрику.
Наставник предостерегает его – “Anybody can get it / The hard part is keeping it”– и теперь он в полной мере осознает, что известность будет рядом не вечно, а потому необходимо распорядиться своей судьбой и талантом с умом. Это отчетливо слышно в припеве композиции. “At first I did love you / But now I just wanna fuck” – Кендрик адресует данные слова славе, в которой он окончательно разочаровался, увидев музыкальную индустрию изнутри и разглядев ее подводные камни.
Второй куплет уже рассказан от лица Дяди Сэма, олицетворяющего современную капиталистическую Америку. Здесь в полной мере раскрываются последствия бездумной траты денег. Артисты не думают о музыке, не думают о своей карьере и наследии. Они просто спускают круглые суммы, попадая в лапы коварного дядюшки Сэма. История знает тысячи примеров музыкантов, спортсменов и прочих звезд, потерявшие почти все свое состояние после своего пика. Одурманенные свалившемся успехом, развращенные индустрией, порой они теряют рассудок и не видят ничего, кроме денежных знаков, которые потом их же и предают.
В этом и заключается теория Уэсли, названная Кендриком в честь актера Уэсли Снайпса. Получивший мировую известность и заработавший неплохое состояние после таких фильмов, как “Блейд”, “Разрушитель” и “Белые не умеют прыгать”, он в итоге сел в тюрьму за неуплату налогов. Ирония судьба и тот самый образ “pimped butterfly” во всей красе.
[Boris Gardiner ]
Каждый негр – звезда, каждый негр – звезда
Каждый негр – звезда, каждый негр – звезда
Каждый негр – звезда
Кто будет отрицать, что ты и я, и каждый негр – звезды?
[Вступление – George Clinton] [1]
Hit me!
Когда четыре угла этого кокона соединяться
Ты проскользнешь сквозь его трещины в надежде, что выживешь
Поймай попутный ветер, загляни глубоко внутрь себя
Ты и вправду тот, кого они боготворят?
Развратить бабочку
[Припев – Kendrick Lamar] [2]
Сперва я полюбил тебя
Но теперь мне нужен только секс
Я ночами думал о тебе
Пока, наконец, не кончил
Я не мог уснуть, но усвоил урок
Ты была моей первой девушкой
Повсюду сожжены мосты
Разрушены, но ради чего?
[Куплет 1]
Когда я подпишу контракт, братан, я с ума сходить буду
Отжигать на танцполе, стробоскоп будет глаза слепить
Прихвачу твою сучку-секретаршу для своих братков
Голубоглазая дьяволица с жирной задницей [3]
Я куплю новый Кадиллак с полным приводом
Раскачаю весь район – пару раз, на своих 24-дюймовых дисках
Платина везде, платина даже на обручальном кольце
Женился на игре, сделал эту плохую суку своей
Когда я подпишу контракт, братан, я прикуплю себе ствол
Прямо в ЦРУ, а потом положу его к себе на колени
Привезу пару M-16 прямо в гетто
Раздам их все на районе – ну как делиша?
Я поставлю комптоновскую толкучку прямо перед Белым домом
Вышвырну оттуда под зад республиканцев
Стану президентом с кубинской цепью на шее
Необразованный, зато с чеком на миллион долларов
Как-то так
[Переход – Thundercat]
Лучше бы никогда не давали, лучше бы никогда не давали
Ниггерам деньги. Убирайтесь домой! Деньги… убирайтесь домой!
[Припев]
[Брейк – Dr. Dre]
Йоу, как жизнь? Это Dre
Помнишь, как ты первый раз пришел ко мне в дом?
Ты еще сказал, что тоже хочешь себе местечко под солнцем
Но запомни, каждый может получить его
Самое сложное – удержать это, мать твою
[Куплет 2]
Что ты хочешь? Дом или машину?
Сорок акров и мула? Пианино, гитару? [4]
Все, что хочешь. Видишь, меня зовут Дядя Сэм, и я твой кореш
Твою мать, да ты можешь жить в торговом центре
Я знаю таких, как ты (Вот почему я такой добрый)
Денег нету (Ох, да все в порядке)
Заплатишь потом. Носи аллигаторов
Используй клише, скажи – нахер хейтеров!
Я вижу, у тебя куча долгов
Я вижу доллар в тебе
Немного белой лжи, но в тебе совсем нет белого цвета
Но хотя это неважно, потому что я все равно иду за тобой
Потому что благодаря тебе я буду жить вечно, малыш. Подсчитай-ка все, малыш
А затем проведи карточкой, и заставь меня почувствовать себя лучше, малыш
Ты по гороскопу близнецы – у тебя две стороны
Поэтому лучше тебе брать всего в два раза больше
Две тачки, две цепи, две сотки
Слишком много ведь не бывает – мы оба это знаем
Скажи им, что в твоем рождественском списке желаний
Возьми все, ты ведь заслуживаешь это, Кендрик
А когда ты доберешься до Белого дома (ты ведь попадешь туда?)
Запомни, что ты не сдал экономику в школе
И налоги заберут у тебя все, что ты купишь
Я уэсли-снайпну твою задницу до того, как тебе стукнет 35 [5]
[Аутро – Джордж Клинтон]
Смотреть вниз – все равно что падать (все равно что падать, падать)
Выглядишь хорошо, когда ты не вершине (когда ты на вершине, у тебя есть все)
Ты получил медаль за нас, метафизически оставив нам чудеса, будучи в состоянии эйфории
Посмотри по сторонам, прежде чем пройдешь сквозь свой разум
Налоговый инспектор идет [8 раз]
[1] Во вступлении легенда пи-фанка Джордж Клинтон как раз описывает процесс появления на свет бабочки. Кокон здесь символизирует гетто, из которого каждый его житель мечтает выбраться. Однако сможет ли он справиться с успехом, сможет ли не потерять своего лица? В образе бабочки человек способен в полной мере раскрыть свой талант перед миром. Но сможет ли он не поддаться искушению? To pimp a butterfly. Вот чего нельзя позволить с собой сделать ни при каких обстоятельствах;
[2] Адресованный славе и музыкальной индустрии, припев также отсылает нас к девушке Ширейн, знакомой нам по альбому “good kid, m.A.A.d. city”. В этот раз ее образ является метафорой, которая олицетворяет современную рэп-игру. Войдя в нее еще новичком (девственником), Кендрик быстро разочаровался в ней и разлюбил. На смену чувствам пришла похоть, что в итоге привело к разрыву. Тем самым, Ламар отвергается от индустрии, отказываясь впредь играть по ее лживым правилам;
[3] Голубоглазая дьяволица, или blue eyed devil – именно так Малкольм Икс в свое время называл представителей белой расы;
[4] 40 акров и мул – именно таков был размер компенсации каждому освобожденному рабу во время Гражданской войны в США. Изначально земли планировалось одтать во временное пользование (только на время войны), однако впоследствии негры окали такое сопротивление, что земля в итоге осталась в их полном владении. Это был символ свободы, а выражение быстро превратилось в лозунг. В наше время своими “40 акрами”, т.е. символом свободы и шансом выбраться из гетто, для чернокожих американцев является музыка;
[5] 35 лет – минимальный возраст, в котором человек может быть избран на должность президента США. Таким образом, “дядя Сэм” говорит о том, что уничтожит Кендрика до этого возраста, чтобы он никогда не смог добиться поставленных высот. В данном случае – стать президентом. Довольно сильный посыл, который, тем не менее, нельзя воспринимать буквально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий