Кендрик Ламар все делает правильно. Как и подобает хорошему артисту, он не останавливается на достигнутом успехе, а продолжает смело двигаться в сторону подлинного искусства. Первые два альбома, а это внушительные во всех смыслах записи, представляли Кендрика как талантливого исполнителя со своим видением и стержнем, которому, однако, приходится работать в условиях современной музыкальной индустрии. Менять ее, но при этом принимая ее основные правила.
В свое время приятное звучание дебютного проекта “Section.80” помогло Кендрику сформировать узнаваемый авторский стиль. Но, несмотря на глубину лирики и остроту затрагиваемых тем, этот альбом был понятен каждому и звучал доступно и актуально для своего времени. То же отчасти относится и к последовавшему за ним “good kid, m.A.A.d. city”, который стал высшей точкой карьеры Ламара. Захватывающая история, в которой уроженец Компотна был одновременно и режиссером, и главным действующим лицом. Прекрасный концептуально, альбом все же оглядывался на законы индустрии, умело сочетая интересные находки и острую лирику с трендовым, массовым звучанием. Хитовая “Swimming Pools” тому яркий пример. И в этом нет ничего плохого – подобный подход лишь усилил позиции пластинки и привлек к ней широкую аудиторию. Однако в этот раз Кендрик решил пойти совсем иным путем.
Черт, он ведь мог записать еще один GKMC или составить альбом из десятка куплетов а-ля “Control”, и никто бы не обиделся. При своем авторитете он мог позвать на альбом любых самых модных продюсеров и уничтожить каждый из их битов. Но нет, Кендрик Ламар решил пойти дальше. Безусловно, говорить о культовом или классическом статусе новой пластинки еще рано – чтобы делать подобные заявления, должно пройти время. Но уже сейчас “To Pimp a Butterfly” кажется работой куда более масштабной и комплексной. Песни здесь именно что большие. Не в плане продолжительности, а музыкально, сюжетно и жанрово. Кендрик больше не играет по правилам, вместо этого устремляясь в безумный творческий трип, полный крутых поворотов, экспериментов и вообще всего, что пожелает его большое сердце.Слева-направо: Thundercat, Anna Wise, Kendrick Lamar, Bilal и Terrace Martin |
Команда, которую Кендрик собрал вокруг себя, не состоит сплошь из громких имен и почти не содержит привычных для хип-хоп альбома гостей. Загибайте пальцы. Легенда пи-фанка Джордж Клинтон, один из пяти соул-братьев Рональд Айзли, прекрасный басист лейбла Brainfeeder Thundercat (сам FlyLo здесь тоже есть), нео-соул талант Bilal, главный андердог современного R&B Джеймс Фонтлерой. Снуп, Дре, Фаррелл Уильямс и еще множество интереснейших персонажей, вместе создавших удивительное настроение и звучание “To Pimp a Butterfly”. Больше никаких традиционных радио-хитов – только смелые и бескомпромиссные решения, благодаря которым новый альбом при первом же прослушивание воспринимается как нечто цельное и монументальное.
Практически все огромное наследие черной музыки здесь соединяется воедино. Фанковый грув прямиком из 70-х, глубина и проникновенность соула, ограниченные лишь фантазией авторов джазовые импровизации, чувственность ритм-н-блюза, элементы госпела и черной споукен-ворд поэзии. Именно поэтому здесь нет так ожидаемых многими сугубо “качающих” треков. И это прекрасно, потому что Музыка здесь – именно так, с большой буквы – выше всяких похвал. Альбом звучит одновременно очень старорежимно и при этом свежо и современно, благодаря интересным находкам и экспериментам. Если вы большой фанат подобного подхода или любого из представленных жанров, то у вас есть все шансы словить настоящий кайф от услышанного. Ждали, к примеру, новый “Backseat Freestyle”? Тогда да, для вас все может закончиться максимально аргументированным выводом – “скучно, ибо не качает”.
“To Pimp a Butterfly” нельзя понять в полной мере, пощелкав по трекам, и на основе беглого знакомства – прослушать альбом фоном не выйдет – вынести свой вердикт. Судить о его несостоятельности, как и о гениальности, уже через несколько часов после выхода – просто сотрясать воздух. Это материал для тех, кто готов вслушиваться в песни, пропускать их через себя, ловить их вайб, пропитываться настроением. Если музыка для вас нечто большее, чем приятный уху шум или сопровождение к вечеринкам, то новая работа Кендрика вам, скорее всего, понравится. Вы будете с интересом слушать истории умного и взрослого человека, который вышел из темного и безумного города, и наслаждаться потрясающей гармонией между словами и мелодиями.
В противном случае, для вас новая пластинка Кендрика Ламара рискует остаться непонятой. И это не плохо, просто такая музыка не для вас. Возможно, вы вернетесь к ней позже, а возможно так навсегда и запомните “To Pimp a Butterfly” как нагромождение звуков и непонятного бормотания. Однако так вы рискуете пропустить мимо себя действительно большого Артиста, настоящего художника, который с помощью своего таланта и жизненного опыта прямо сейчас вписывает свое имя в историю музыки.
Кендрику действительно есть что сказать. Он не просто перечислят факты или назидательно рассказывает о проблемах добра и зла. В отличие от обложки, затрагиваемые на TPAB темы никак нельзя назвать черно-белыми. Это очень многогранная, многоуровневая структура, в которую тесно вплетены темы расизма, равенства, насилия, наряду с порочностью человеческой натуры, его слабостью перед лицом искушения.
Само название альбома является отсылкой к роману Харпер Ли “Убить пересмешника” (To Kill a Mockingbird), в котором отец семейства, адвокат Аттикус Финч пытается привить своим детям чувства сострадания, ответственности за свои поступки и взаимоуважения. Подобные нравственные ценности противопоставляются жестокости, расовой несправедливости и всеобщему непониманию и презрению, с которым мистер Финч сталкивается, защищая в суде чернокожего Тома Робинсона, несправедливо обвиненного в изнасиловании белой женщины. Образ пересмешника в романе является воплощением невинности, а поэтому убить такую птицу – большой грех.
"Я впервые слышала, чтоб Аттикус про что-нибудь сказал – грех, и спросила мисс Моди, почему грех.– Твой отец прав, – сказала мисс Моди. – Пересмешник – самая безобидная птица, он только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника – грех"
Подобно этой птице, образ бабочки на альбоме олицетворяет прекрасное и хрупкое создание, которым становится каждый человек по мере своего взросления, независимо от цвета кожи и национальности. При рождении многие из нас заперты внутри кокона, определенной среды вокруг, пленниками которой мы являемся. Каждый хочет стать прекрасной бабочкой и, расправив крылья, улететь навстречу лучшей жизни. Однако это удается далеко не всем. To pimp a butterfly. Совратить бабочку, опорочить ее образ. Вот что система попытается сделать с каждым, кто вырвется наружу, путем постоянного искушения, навязывания ложных ценностей, стереотипных суждений и выводов. To pimp a butterfly. Это такой же грех, как и убийство пересмешника.
Как и Аттикус, Кендрик примеряет на себя роль наставника, посланника и посредника между людьми (только в случае с Ламаром масштаб куда больше). Теперь он не просто пишет классные рэп-песни, а делает нечто более важное – пытается поделиться со слушателями собственным опытом и знаниями, предостеречь их как от его ошибок, так и ошибок многих других людей, истории которых нам предстоит услышать на альбоме. Некогда бывшие невинными бабочками, теперь они стали испорченными и порочными созданиями.
Уничтоженные индустрией развлечений исполнители, которых не волнует ничего кроме денег, и чьи карьеры гибнут уже на следующий год (Wesley’s Theory). Ослепленные софитами друзья Кендрика, которые знакомятся с обратной стороной славы и становятся жертвами огромной силы денег (Institutionalized). Сотни обманутых дьяволом душ, которые оступились на скользком жизненном пути. Черные подростки, которые попадают под пагубное влияние банд, убивают друг друга, совсем забывая об уважении и любви к ближним. И это далеко не полный список историй, с которыми Кендрик знакомит нас на TPAB.
В ходе повествования он неожиданно обличает и самого себя. Несмотря на миллионы поклонников и статус эдакого проповедника от хип-хопа, ему, оказывается, очень трудно полюбить самого себя. Трудно настолько, что в душераздирающей “U” Ламар срывается на крик и чуть ли не истерику, демонстрируя слушателю всю свою боль и недовольство собственной персоной, которое перетекает в отчаяние. Он не справляется с ролью лидера, боится ответственности, жертвует друзьями и ценностями ради денег. В погоне за своей мечтой, ослепленный уверенностью в том, что меняет жизни миллионов людей, он забывает о спасении своих близких.
“I fuckin' tell you, you fuckin' failure you ain't no leader / I never liked you, forever despise you I don't need you / The world don't need you” – Кендрик обвиняет себя с такой уличительной и неприкрытой яростью, что мурашки пробегают по телу сами собой. Выбравшись из темного и злого места, он искал ответы и пытался сделать свою жизнь лучше, но сам чуть не стал жертвой зла и палачом, губящий подобных ему бабочек. Запутавшийся и отчаявшийся, Кендрик возвращается домой в родной Комптон и, наконец, понимает, как же он заблуждался. Он возвращается к своим корням и, постигая истинную сущность своего предназначения, становится готовым к своей роли и принимает ее, как и то, что ему действительно по силам изменить не только свою жизнь.
В полной мере это проявляется в ритмичной и жизнеутверждающей “i”, которая специально для “To Pimp a Butterfly” была изменена до неузнаваемости. Новая версия, основанная на тех, что мы уже слышали на некоторых выступлениях, звучит в сотню раз живее, энергичнее, а заключенный в ней посыл усиливается многократно и достигает поистине стадионных масштабов. Потрясающе сыгранные партии, правильная работа с голосом, сумасшедший вайб и отчетливый призыв полюбить себя. Именно это делает из альбомного варианта “i” поразительное и невероятно мощное, позитивное послание. Настоящий крик души.
Поражает и то, как на этот раз Кендрик связывает между собой песни. В конце практически каждого трека (иногда в начале) он зачитывает отрывок некой поэмы, постепенно добавляя к ней все новые строки. Каждая из них содержит в себе информацию о следующей композиции, а соединенные вместе они идеально описывают весь спектр затрагиваемых на альбоме проблем. Катарсис наступает, когда повествование подходит к концу и все детали головоломки становятся на свои места. Поэма оказывается адресованной лично Тупаку Шакуру. Следующее за ней интервью по-настоящему обескураживает. Да, все верно, Кендрик Ламар берет интервью у Тупака. Вырванные из старинной записи кусочки идеально подходят под написанные нашим героем вопросы, а весь диалог звучит настолько натурально и убедительно, что на мгновение начинает казаться, будто легендарный рэпер и не умирал вовсе. Это попросту взрывает мозг и невольно наводит на мысли, что Кендрику вполне по силам стать голосом целого поколения, подобно тому, каким в свое время был Тупак. И стать фигурой, возможно, куда более значимой.
“To Pimp a Butterfly” – невероятная пластинка, бескомпромиссная в своей искренности, музыкальных решениях, смысловой нагрузке и, безусловно, в том, как Кендрик Ламар полностью выходит из своей зоны комфорта. Альбом поражает и сходу подкупает своей смелостью, вниманием к деталям, тщательно проработанной концепцией и структурой повествования. Идейно, музыкально и поэтически TPAB – настоящий манифест, цельное и законченное высказывание с очень правильным и важным посылом. Вне правил, вне жанров, вне времени. Хочется верить, что именно такие творческие работы в силах сделать наш мир хотя бы чуточку лучше.
Ведь если даже такой разноплановый, насыщенный альбом с отличным живым звучанием кажется некоторым скучным, а все послание проходит мимо головы, то с этой планетой явно что-то не так. “Кендрик читает только о бедных и угнетенных черных”, “Он считает всех белых расистами и вообще их ненавидит”, “Зачем мне вникать в смысл, если музыка даже не качает?”. Позиция довольно невежественная и однобокая, и если вы вдруг ее придерживаетесь, то, скорее всего, проблема не в Кендрике, а в вас. Просто попробуйте отбросить все стереотипы, забыть хотя бы на час о своих предубеждениях и начните слушать музыку, попробуйте распробовать каждую песню. Поверьте, оно того стоит. Такие творения действительно расширяют кругозор, заставляют переживать сильные эмоции и могут по праву называться искусством.
Треклист
- Wesley’s Theory (feat. George Clinton & Thundercat) [prod. Flying Lotus]
- For Free? (Interlude) [prod. Terrace Martin]
- King Kunta [prod. Sounwave & Thundercat]
- Institutionalized (feat. Bilal, Anna Wise & Snoop Dogg) [prod. Rahki & Tommy Black]
- These Walls (feat. Bilal, Anna Wise & Thundercat) [prod. Larrance Dopson, Sounwave & Terrace Martin]
- u [prod. Sounwave, Taz Arnold & Terrace Martin]
- Alright [prod. Pharrell Williams & Sounwave]
- For Sale? (Interlude) [prod. Sounwave, Taz Arnold & Terrace Martin]
- Momma [prod. Knxwledge & Taz Arnold]
- Hood Politics [prod. Sounwave, Tae Beast & Thundercat]
- How Much a Dollar Cost (feat. James Fauntleroy & Ronald Isley) [prod. Love Dragon]
- Complexion (A Zulu Love) (feat. Rapsody) [prod. The Antydote, Sounwave, Terrace Martin & Thundercat]
- The Blacker the Berry (feat. Assassin) [prod. Boi-1da & Terrace Martin]
- You Ain’t Gotta Lie (Momma Said) [prod. Love Dragon]
- i [prod. Rahki]
- Mortal Man [prod. Sounwave]
Комментариев нет:
Отправить комментарий