Кендрик Ламар уже давно находится в том статусе, когда любое его действие – интервью, выступление, песня – моментально становится новостью №1. И в этом нет ничего удивительного, когда одним куплетом ты способен поставить все хип-хоп коммьюнити на уши, а за твоими плечами возвышается огромный нерушимый колос в виде “good kid, m.A.A.d. city”, потенциально одного из лучших музыкальных произведений поколения. Разумеется, новый релиз Ламара ждут едва ли не все, кто хоть немного знаком с его творчеством, и с каждым месяцем ожидания лишь увеличиваются.
Однако после прошлогодней “i”, настоящей оды любви к самому себе, энергичной бравады с красивым живым ретро-звучанием, некоторые поклонники отвернулись от Кендрика – мол, продался и вообще попса какая-то. Но вы только подумайте, насколько вовремя и к месту была выпущена эта песня. В контексте сложившейся ситуации в США, когда волнения среди афроамериканского населения растут с каждым днем, а вопросы о расизме и расовой жестокости вновь заполняют все новостные сводки, подобная жизнеутверждающая музыка видится именно тем, что действительно способно объединить молодые сердца и уберечь их от дурных поступков.
И вот, вернувшись победителем с прошедшей церемонии Грэмми, Кендрик неожиданно выпускает “The Blacker The Berry”, абсолютно противоположную песню по настроению, но очень схожую с предыдущей по духу. Но если “i” была направлена на внутренний мир каждого человека в отдельности и обладала вполне ясным посылом – нельзя полюбить кого-то, если ты не любишь самого себя – то “The Blacker The Berry” обращается к обществу в целом. Посредствам необычно построенного повествования, некой литературно-музыкальной игры, Кендрик пытается донести до слушателя очень важную мысль – как мы [черные] можем требовать уважения к себе, если мы не уважаем друг друга.
Прежде всего, данное сообщение направленно на представителей афроамериканского сообщества, которые за последний год все чаще стали жаловаться на расизм белого населения, а убийства Майка Брауна и Трейвона Мартина лишь подливали масло в огонь. Под мрачный и жесткий бит, представляющий собой современную помесь классического бум-бэпа и весткоста 90-х, Кендрик выплескивает, должно быть, всю накопившуюся в нем ярость. Таким агрессивным и обезумевшим мы не слышали его уже очень давно. Персонаж его куплетов представляет собой собирательный образ расстроенного и отчаявшегося чернокожего жителя США, который устал молчать и терпеть несправедливость в отношении своих собратьев. Плоды системы, которая еще полвека назад основывалась на сегрегации и дискриминации некоторых слоев населения, Америка пожинает до сих пор. Да, в отдельных проявлениях расизм живет и в наши дни, но так ли все однозначно и просто, как кажется на первый взгляд?
Кендрик Ламар не из тех, чьи песни можно понять уже при первом беглом прослушивании. В них зачастую много образов, метафор, аллегорий и различных ключей, которые старательно расставляются им по всему тексту. Это в полной мере относится и к “The Blacker The Berry”. Каждый куплет Кендрик начинает с фразы: “I'm the biggest hypocrite of 2015” и следующей строкой предупреждает, что истинный смысл этих слов можно понять лишь дослушав песню до конца. И здесь начинается самое интересное.
Первые два куплета оказываются не более чем фундаментом для одного из самых сильных заявлений этого года. Сначала Ламар старательно подбирает стереотипы об афроамериканцах и делает неожиданный ход, оборачивая их в свою пользу. “I’m a proud monkey” – говорит он назло всем тем, кто пытается как-то оскорбить его обидными расовыми клише. Да, у черных большой нос и не только. Да, многие из них живут в гетто. И что с того? Важно нести свое знамя гордо. И в этом плане “Blacker The Berry” – это настоящий гимн черного человека. Манифест против расизма. Кендрик говорит о том, как важно любить себя таким, какой ты есть, не позволяя остальным при помощи ненависти уничтожить культуру, носителем которой ты являешься.
Отлично дополняет данную концепцию рефрен “The blacker the berry the sweeter the juice”. Кендрик остроумно обыгрывает отсылку к роману Уоллеса Турмана “The Blacker The Beryy: A Novel of Negro Life”, важному произведению эпохи Гарлемского ренессанса. И если в оригинале данная фраза служила для создания позитивного восприятия черного цвета кожи, то здесь рэпер переделывает ее под современные реалии. “The blacker the berry the bigger I shoot” – идеальная иллюстрация стереотипа о том, что черные часто носят при себе оружие и в подавляющем большинстве являются преступниками. А в контексте расового профайлинга и насилия со стороны белых полицейских эти слова звучат еще острее и злободневнее.
Сюда же отлично вписывается интересный припев в исполнении ямайца Assassin. Он проводит параллели между рабским прошлым афроамериканцев и современным положением дел, обращаясь к тому, что они добились всего вопреки главенствующему ранее превосходству белой расы. Однако все окончательно встает на места лишь в конце последнего куплета, когда Кендрик вдруг объясняет, почему же он считает себя лицемером – “So why did I weep when Trayvon Martin was in the street? / When gang banging make me kill a nigga blacker than me? / Hypocrite!”. Лучше всего эти строки удалось объяснить писателю, а также лауреату Пулитцеровской премии, Майклу Шейбону:
"В своем последнем куплете Кендрик Ламар задается риторическим вопросом сродни тому – и он здесь куда более опустошающий – что использовал Common в последней строчке "I Used to Love H.E.R", расставляя все на свои места с помощью неожиданного откровения. В "H.E.R" Common раскрывает, кто же такая “она” – хип-хоп сам по себе – заставляя слушателя переосмыслить значение и замысел песни. Здесь же, Кендрик Ламар раскрывает природу загадочного лицемерия, в котором он признавался целых три раза во время песни, никак не развивая эту тему. Суть в том, что он оплакивал смерть Трейвона Мартина, в то время как сам был ответственен за убийство молодого черного парня. У Common "она" это не женщина, а хип-хоп в целом; "я" Ламара подталкивает слушателя к более глубокому и широкому пониманию образа "вы" в песне, а также позволяет рассматривать возможность того, что "лицемерие", в определенных ситуациях, моральная позиция гораздо более сложная, чем обычно принято полагать, и, возможно, неизбежная"
Именно поэтому “The Blacker The Berry” – ни в коем случае не песня о восхвалении черной расы. Ее главная цель как раз донести до слушателя всю двойственность ситуации. Ведь лицемерия хватает по обе стороны. Да, столпы общества, которое было основано на превосходстве белых, до сих пор не разрушены до конца, и система вряд ли изменится в ближайшие годы. Как минимум до полной смены поколений. Но посмотрите, как ведут себя многие черные рэперы. Тот же Lord Jamar, от остатков былой славы которого остались лишь его собственные старческие воспоминания, на полном серьезе говорит, что белые в хип-хопе гости, это не их жанр и вообще они не могут в нем ничего менять без спросу.
Или Azealia Banks, давно превратившаяся из перспективной и оригинальной исполнительницы в ходячий твиттер-мем. Каждый день она сыплет расистскими высказываниями, сжигает мосты с по-настоящему влиятельными личностями и делает все, чтобы таки поставить крест на своей карьеры, могилу для которой она сама старательно вырыла за последние пару лет. Ты ратуешь за развитие черной культуры, за искренность, но при этом обвиняешь Фаррелла Уилльямса в том, что он окончательно “обелел” и стал причиной провала твоей песни? Ты называешь белых людей расистами, ноешь про то, какие же бедные и незащищенные жители черных кварталов, но при этом вымещаешь злобу на ни в чем неповинной Игги Азалии и раскидываешься антисемитскими репликами? Лицемерие, двойные стандарты и зависть. Много зависти.
И это только известные примеры, а ведь сколько таких людей среди простых граждан! Многие даже не пытались понять смысл песни, и это на самом деле очень грустно. Грустно, когда артист такого уровня делает мощное заявление, создает целый манифест, призванный объединить людей, заставить их взглянуть на ситуацию в целом, а большинство видит лишь то, что им хочется. Безусловно похвально, когда человек, чью культуру пытаются притеснить, чью свободу пытаются ограничить, хочет изменить систему. Но как можно надеется на улучшение, когда сами носители культуры продолжают уничтожать ее. Сами же порождают насилие, сами же поддерживают все эти стереотипы, сами же себя не уважают.
Несмотря на это, перед нами все равно одна из самых важных песен этого года. “The Blacker The Berry” несет в себе очень правильные мысли, заставляет задуматься, обратить дополнительное внимание на проблему расового неравенства. Кто-то скажет, мол, это актуально лишь для США. Тогда посмотрите вокруг и вы увидите, что несправедливость и невежество есть везде. Все хотят лучшей жизни, однако не могут понять, что, прежде всего, стоит начать себя. С уважения к себе и окружающим людям.
Перевод
[Вступление]
Все черное, но я не хочу черного
Я хочу, чтобы все было черным, но мне не нужен черный
Кое-что белое, а кое-что черное. Я не имею в виду черного
Я хочу, чтобы все было черным
Все черное, хочу, чтобы все в мире стало черным
Мне не нужен черный, хочу, чтобы все было черным
Не нужен черный, наши глаза ведь не черные
Я владею черным. Все, что черное – мое
[Переход 1]
Шесть утра, улицы в огне
Жги, детка, жги [1] – это все, что я хочу видеть
Ну иногда я выхожу посмотреть, как ты умираешь напрасно
Стыдно, что меня могут назвать сумасшедшим
Могут сказать, что я шизофреник и все в таком духе
Но, братан, это вы сделали меня таким
Черного не сломить, ниггер [2]
[Куплет 1]
Я самый большой лицемер 2015 года
Когда я закончу песню, свидетели передадут остальным именно то, что я имел в виду
Я чувствовал это аж с 16 лет, но вдруг меня осенило
Мы никогда вам не нравились. Нахер вашу дружбу, я это и имел в виду
Я афроамериканец, я африканец
Я черный, как луна, уроженец маленькой деревушки
Прошу прощения за свое место жительства
Я вышел со дна человечества
У меня курчавые волосы, большой член, широкий и круглый нос
Вы ведь ненавидите меня?
Вы ненавидите мой народ, вы хотите положить конец моей культуре
Вы гребаное зло. Я хочу, чтобы до вас дошло – я гордая обезьяна
Вы разрушаете мое восприятие, но вам не забрать у меня стиль
И это больше, чем простая исповедь
Я о том, что в любой момент я могу нажать кнопку, чтобы вы узнали о моей свободе слова [3]
Я защищаю свои чувства, я знаю, что вы чувствуете это
Вы подрываете единство моего сообщества, заставляете убивать
Вы и из меня сделали убийцу – это освобождение настоящего ниггера
[Переход 2]
Чем ягода чернее, тем слаще сок
Чем ягода чернее, тем слаще сок
Чем ягода чернее, тем слаще сок
Чем ягода чернее, тем больше я стреляю
[Припев – Assassin]
Я сказал, что ко мне относятся как к рабу, потому что я черный
Woi! Мы чувствуем всю боль, потому что мы черные
И говорят, что они заковывали нас в цепи, потому что мы черные
А теперь, представь, мы носим большие золотые цепи, полные камней
И как можно не заметить шрамы, что оставил хлыст на моей спине?
Но теперь у нас есть большие тачки, припаркованные вдоль кварталов [4]
Все твердят, что мы изначально обречены, потому что мы черные
Но запомните, что исток каждой расы находится на “квартале”
Просто запомните
Шесть утра, улицы в огне
Жги, детка, жги [1] – это все, что я хочу видеть
Ну иногда я выхожу посмотреть, как ты умираешь напрасно
Стыдно, что меня могут назвать сумасшедшим
Могут сказать, что я шизофреник и все в таком духе
Но, братан, это вы сделали меня таким
Черного не сломить, ниггер [2]
[Куплет 1]
Я самый большой лицемер 2015 года
Когда я закончу песню, свидетели передадут остальным именно то, что я имел в виду
Я чувствовал это аж с 16 лет, но вдруг меня осенило
Мы никогда вам не нравились. Нахер вашу дружбу, я это и имел в виду
Я афроамериканец, я африканец
Я черный, как луна, уроженец маленькой деревушки
Прошу прощения за свое место жительства
Я вышел со дна человечества
У меня курчавые волосы, большой член, широкий и круглый нос
Вы ведь ненавидите меня?
Вы ненавидите мой народ, вы хотите положить конец моей культуре
Вы гребаное зло. Я хочу, чтобы до вас дошло – я гордая обезьяна
Вы разрушаете мое восприятие, но вам не забрать у меня стиль
И это больше, чем простая исповедь
Я о том, что в любой момент я могу нажать кнопку, чтобы вы узнали о моей свободе слова [3]
Я защищаю свои чувства, я знаю, что вы чувствуете это
Вы подрываете единство моего сообщества, заставляете убивать
Вы и из меня сделали убийцу – это освобождение настоящего ниггера
[Переход 2]
Чем ягода чернее, тем слаще сок
Чем ягода чернее, тем слаще сок
Чем ягода чернее, тем слаще сок
Чем ягода чернее, тем больше я стреляю
[Припев – Assassin]
Я сказал, что ко мне относятся как к рабу, потому что я черный
Woi! Мы чувствуем всю боль, потому что мы черные
И говорят, что они заковывали нас в цепи, потому что мы черные
А теперь, представь, мы носим большие золотые цепи, полные камней
И как можно не заметить шрамы, что оставил хлыст на моей спине?
Но теперь у нас есть большие тачки, припаркованные вдоль кварталов [4]
Все твердят, что мы изначально обречены, потому что мы черные
Но запомните, что исток каждой расы находится на “квартале”
Просто запомните
[Куплет 2]
Я самый большой лицемер 2015 года
Когда я закончу песню, свидетели передадут остальным именно то, что я имел в виду
Это ведь очевидно, что я ничего не значу для общества
Поэтому вы и говорите мне, что лишь тюрьма меня примет
Проклинайте меня до самой смерти
Читайте мне свои лживые пророчества, чтоб у себя в голове я был очередным рабом
Узакониваете манипуляцию и ложь
Свобода по обе стороны – она живет лишь в ваших глазах
Вы ведь ненавидите меня?
Я знаю, что вы ненавидите меня так же, как ненавидите себя
Завидуете моей мудрости и картам, что у меня на руках
Видите, как я останавливаюсь, заливаю полный бак, а потом улетаю
С масл-карами, как с подтягиваниями [5] – показываю вам, что собой представляют эти большие колеса
Черный и успешный – этот черный, должно быть, особенный
КТ-сканеры на моем радаре. Сука, чем я могу вам помочь?
Как я должен вам рассказать, что заставило меня пойти на убийство
Когда это вы сделали меня убийцей? Освобождение настоящего ниггера
[Переход 2] + [Припев]
[Куплет 3]
Я самый большой лицемер 2015 года
Когда я закончу песню, то, если вы слушали, уверен, вы согласитесь
Этот заговор больше меня, это ненависть, идущая сквозь поколения
Это геноцид, это грязное, небольшое оправдание
Я афроамериканец, я африканец
Я такой же черный, как и сердце сраного арийца
Я такой же черный, как имена вроде Тайрон и Дариус
Прости мне мой французский, но иди ты на хуй – нет, идите вы все на хуй!
Да, это так же грубо, как кажется. Я знаю, вы ненавидите меня, разве нет?
Вы ненавидите мой народ. Я могу так говорить, потому что я слышу угрозы, когда вижу вас
Я могу так говорить, потому что вы действуете лживо
Знай, я могу так говорить, потому что ты влюблен в этот Desert Eagle
У тебя злые намерения – у него есть цепь, значит, ты пустишь ему кровь [6]
Забавно, но то, как Зулу и Коса пошли бы воевать друг с другом [7]
Армии двух племен, которые хотят строить и разрушать
Это напоминает мне этих Крипов из Комптона, что живут по соседству
И сражаются с Пайру – только смертью сводят счеты
Поэтому неважно, как часто я буду говорить, что люблю поучать вместе с Пантерами
Или говорить в Джорджия Стэйт: “У Маркуса Гарви на все есть ответы”
Или пытаться отмечать февраль, как свой день рождения [8]
Или есть арбузы, курицу и запивать все газировкой по выходным
Или прыгать настолько высоко, чтобы получить от Майкла Джордана одобрение
Или смотреть BET, потому что поддерживать улицы это важно
Так почему же я рыдал, когда Трейвона Мартина застрелили на улице,
Когда будучи в банде я сам убил ниггера, который был чернее меня?
Потому что я лицемер
[1] Отсылка к коронной фразе соул-диджея Magnificent Montague, которая стала настоящим лозунгом беспорядков в Уоттсе 1965 года. На артиста тогда ополчились за то, что, мол, эти слова побуждают людей к насилию. Однако находчивый диджей не растерялся и переделал ее в “Learn, baby, learn”;
[2] Популярное в народе выражение “Black don’t crack” означает, что черные обычно реже подвержены возрастным изменениям и сохраняют юный вид даже после 40. Здесь же Кендрик имеет в виду, что несмотря на то, что именно система сделала его таким, его все равно не сломить, потому что он черный;
[3] Двойное значение. С одной стороны, Кендрик в любой момент может нажать кнопку записи на студии, чтобы выразить свои мысли через музыку, а с другой – курок пистолета, который может спустить недовольный ситуацией черный;
[4] Игра слов, основанная на двойном значении существительного “whip”. В переводе это означает хлыст, но на сленге так называют и машину;
[5] Масл-кары часто ставят на дыбы, чтобы показать всю крутизну и мощь своего автомобиля;
[6] Обращение к бандитам, которые могут убить человека из-за драгоценностей. Таким образом, они становятся теми, кто поддерживает убийства черных;
[7] Кендрик сравнивает африканские племена с двумя крупнейшими бандами США. Тем самым он опять обращает внимание на то, что черные зачастую сами убивают друг друга из-за по большому случаю глупого противостояния;
[8] В США в феврале традиционно проходит Месяц черной истории, очень значимый праздник для афроамериканского населения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий